1 апреля состоялось очередное посещение выставки "СТАЛИНГРАД глазами Мулляра" и мастер-классы по росписи деревянных матрешек в рамках культурной коллаборации Ростовского регионального отделения общероссийской общественной организации - физкультурно-спортивное общество "Спартак" с музеем "Шолохов-Центр". В этот раз мы смогли собрать две группы:
Ребята посетили выставку, внимательно и с интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы. После экскурсии с удовольствием занялись творчеством - росписью деревянных матрешек.
Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Матрешка олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства, её символическое значение - воплощенный образ материнства и плодородия.
Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.
Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена.
Существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, вятскую, тверскую, полховскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.
Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.
У каждого участника мастер-класса получилась своя неповторимая - авторская матрешка, которую он смог забрать с собой на память.
- первая группа - подопечные Благотворительного фонда помощи детям с онкогематологическими заболеваниями «Дарина»;
- вторая группа - ребята Клуба адаптивного футбола "Комета".
Ребята посетили выставку, внимательно и с интересом слушали экскурсовода, задавали вопросы. После экскурсии с удовольствием занялись творчеством - росписью деревянных матрешек.
Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Матрешка олицетворяет идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства, её символическое значение - воплощенный образ материнства и плодородия.
Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. Сувенир попал в семью мецената Мамонтова с острова Хонсю. В самой Японии авторство приписывают неизвестному монаху-миссионеру… из России.
Первый эскиз круглолицей крестьянки нарисовал в ХIХ веке один из создателей «русского стиля» — Сергей Малютин. Игрушечник из Сергиева Посада Василий Звездочкин выточил ее из дерева. Назвали новинку популярным в то время именем Матрена.
Существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, вятскую, тверскую, полховскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи.
Сергиев-Посадская (Загорская). Этот стиль зародился в Сергиевом Посаде, поэтому сильное влияние на него оказали иконописцы, уделявшие большое внимание человеческому лицу и фигуре. Такая матрешка одета в сарафан, платочек и фартук с росписью (в горошек или цветочек) Узоры, именуемые «пестрешкой», довольно простые и яркие, применяются 3-4 основных цвета: красный, зеленый, желтый и синий.
Семеновская. Самая важная деталь в росписи этой куклы – передник, украшенный ярким цветочным букетом. Отличительная особенность ее облика состоит в том, что помимо оттенков красного, желтого и синего используется цвет натурального лакированного дерева.
Вятская. Эта красавица чаще всего рыжеволосая, у нее тщательно прорисованные глаза с густыми ресницами, платок и фартук декорированы цветами (пионами, незабудками, розами), но орнамент представляет собой плоский рисунок без мелких деталей. Присущая только этому стилю черта – инкрустация ржаной соломкой.
Полховская. В отличие от других матрешек, ее платок не завязан узлом, а свободно спадает на плечи, из-под него виднеются кудрявые волосы. У нее нет передника и сарафана, лишь овал спереди, заполненный узором из роз, шиповника, георгинов и ягод. Лицо нарисовано довольно схематично, зато тщательно выписан цветочный орнамент, характеризующийся разнообразием контрастных оттенков (малиновый, зеленый, желтый, фиолетовый, черный).
Тверская. Эта кукла нередко украшается золотым или серебряным узором, ее глаза детально выписаны. Это самая многоликая матрешка: она часто предстает в облике разных фольклорных персонажей – например, Царевны Несмеяны или Снегурочки.
У каждого участника мастер-класса получилась своя неповторимая - авторская матрешка, которую он смог забрать с собой на память.